воскресенье, 10 февраля 2013 г.

акафіст божої матері- достойно єсть

        Летом 1886 года под руководством инженера Мизеровского начались строительные работы по возведению пристройки. Подряд на строительство получил Яков Дмитриевич Шокин. 

        15 августа 1884 года старостой и попечителем Часовенного храма стал Борисоглебский купец второй гильдии Михаил Алексеевич Гаврилов. В 1886 году он испросил у Владыки благословение на расширение и перестройку здания церкви. К работе был привлечён местный инженер-техник Леонид Васильевич Мизеровский, который стал автором проекта более обширной деревянной пристройки к каменному зданию. Выполненный в соответствии со всеми строительными требованиями того времени проект Л.В. Мизеровского, как нельзя лучше вписался в общий архитектурный ансамбль церкви. Из сравнительно небольшого здания часовня превратилась в достаточно обширный храм, деревянные стены которого с обеих сторон были оштукатурены толстым слоем по войлоку с применением алебастра. Здание отапливалось тремя печами, было прочным и надёжным во всех отношениях. Внутренние размеры помещения церкви составляли примерно 26 х 23 метра, высота трапезной - 5 метров. 

        Число людей, прибегающих под кров Божией Матери всё возрастало и к каменному зданию часовни была сделана более обширная деревянная пристройка. Часовня постепенно начала приобретать вид полноценного храма. Тамбовский епископ Виталий (Иосифов), посетивший г. Борисоглебск в середине 80-х годов XIX века, сделал замечание о тесноте помещения часовни и выразил пожелание ещё более расширить здание, так как приток молящихся был достаточно велик. Таким было и пожелание верующих. Необходимо отметить, что к этому времени у часовни уже сложился свой, достаточно многочисленный приход, насчитывающий в среднем до 1500 человек. В 1884 году часовня получила статус церкви и стала именоваться Часовенной, а в официальных документах Часовенной Богородичной церковью. С этого момента в храме велись метрические книги. Усадебной и пахотной земли церковь не имела. 

Для поклонения верующих здесь был поставлен чудный афонский образ Богородицы «Достойно Есть», перед которым молились горожане и который купец Иванов, по велению своего сердца, пожертвовал церкви и городу. Перед этим образом жители города возносили непрестанные благодарственные молитвы Небесной Владычице.

        Каменная часовня была построена попечением и стараниями купца Стефана Иванова. 19 ноября 1873 года состоялось торжественное освящение её престола при огромном стечении народа. Здание часовни, относительно небольшое по размеру, имело величественный и законченный в архитектурном плане вид, было достаточно высоким. (О точных размерах часовни в настоящее время судить невозможно, так как план первоначального строительства сгорел при пожаре 17 августа 1876 года. Здание часовни находилось у пересечения нынешних улиц Бланской и Третьяковской, частично на территории Котельно-механического завода). Часовня была приписана к Преображенскому Собору города, клир которого и совершал в ней богослужения. 

        Как было не благодарить Пресвятую Богородицу, явившую такую великую милость нашему городу?! Благодарные жители в ознаменование этого великого чуда решили воздвигнуть на месте совершения молебна часовню в честь иконы Божией Матери «Достойно Есть». 

        Но вот настали тяжёлые времена и эта святыня была принесена на городскую площадь, где перед ней собором духовенства всех городских церквей был отслужен водосвятный молебен. Люди просили Божию Матерь о заступлении и ходатайстве у Престола Сына Своего. Страждущий народ взывал о помощи. И Святая Владычица услышала скорбный глас народа. После молебна и усердной молитвы жителей города моровая язва резко пошла на убыль. Последним заболевшим 1 августа был псаломщик Иван Никитович Марков. После этого холера совершенно прекратилась. 

       Один из крупных купцов города, Стефан Тимофеевич Иванов, ещё в 60-х годах ХIХ века заказал для своей семьи особо почитаемую им икону Божией Матери, именуемую «Достойно Есть» или «Милующая». Купец хотел чтобы эта икона была написана на Святой Горе Афон, славящейся своей древней и особой традицией иконописания. Именно в Греции, на Святой Афонской Горе, в 335 году по Р.Х., прославилась эта святая икона. Пожелание купца было исполнено и с тех пор икона Божией Матери «Достойно Есть» пребывала в нашем городе в купеческом доме Ивановых. 

       Жители города слёзно просили Господа и Его Пречистую Матерь, нашу Ходатаицу и Заступницу, о милости и помощи. Храмы города были постоянно открыты, здесь возносилась молитва о здравии живых и упокоении умерших. 

Дни были жаркие, стоял удушливый зной. Улицы города были пустынны. Люди сидели в своих домах с закрытыми ставнями и воротами. Медицинских препаратов не было и для лечения использовалась перцовая водка. Заболевших секли крапивой. Но вряд ли всё это могло помочь. От Управы и Земства на улицах жгли смоляные бочки для обеззараживания воздуха.» Где же искать надежду на спасение в такую суровую и страшную годину?! В дни бедствий и скорбей православный христианин во все века и времена своей истории возлагал более надежду на помощь небес, чем на свои немощные человеческие силы. И Милостивый Господь, как любящий Отец – наказующий, но милующий, внимал слезам и мольбам страждущего народа по Слову Своему – «Просите и дастся вам...».

       Мне запомнился случай с одним из священников города, отцом Сергием Гурьевым. Батюшка, напутствуя умирающих или отпевая покойных, очень боялся заразиться, и каждый день, приходя домой, горько плакал, прося у Бога заступления и милости. Но, видимо, Господу Богу было так угодно – священник действительно заболел и умер 20 июля. С этих дней эпидемия в городе стала постепенно утихать. 

       Из воспоминаний жительницы города, учителя Марии Григорьевны Златоустовской (ныне покойной): «Я хорошо помню это страшное время. Около Успенской церкви и Нового Собора стояли ряды гробов. Люди умирали иногда целыми семьями, и некому было их хоронить. Из Городской Управы и полиции привозили гробы. Жертв было так много, что через несколько дней умерших перестали заносить в церкви, а отпевали прямо у кладбища. 

        Год 1871 был тяжёлым и страшным для нашего города. И не только для него. По Тамбовщине пронеслась страшная моровая язва – холера, которая унесла многие тысячи жизни. (г. Борисоглебск в то время относился к Тамбовской губернии) 8 июня 1871 года эпидемия началась в Борисоглебске. В городе только что открылась летняя ярмарка. Один из приезжих купцов заболел и в скором времени скончался. С этого времени холера стала распространяться в городе с невероятной быстротой – в день умирало до двухсот человек. 

        В духовной истории нашего старинного города есть немало страниц, которые заставляют всех нас, живущих ныне, по иному взглянуть на жизнь и духовную деятельность наших предшественников. Трудами и стараниями этих людей и созидалась эта духовная история, как неотъемлемая часть общей истории нашего края и государства. Чем больше мы углубляемся в наше прошлое, тем яснее и отчётливее перед нами встают образы наших предков, имеющих живую, нелицемерную Веру, которая горела в их сердцах и согревала многих. Именно такая Вера давала нашему народу силы в годину тяжёлых испытаний, именно она несла свет и любовь в их души. 

Сретенская церковь и (справа от неё) часовенная церковь во имя иконы Божией Матери "Достойно есть". 1910-е гг.

Часовенная церковь во имя иконы Божией Матери "Достойно есть"

Воронежская и Борисоглебская Епархия Борисоглебский церковный округ

Знамения Пресвятой Богородицы

По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия

Выделенная опечатка:

Комментариев нет:

Отправить комментарий